Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на
духовное развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных
наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями
науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Конфликт создается ложными притязаниями
науки на верховенство над человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для творчества
духовной культуры.
Политика, экономика,
наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого нравственного закона, никакого
духовного начала, стоящего выше их сферы.
Для Толстого частная, растительно органическая жизнь всегда реальнее и существеннее, чем жизнь
духовная, чем презираемое им культурное творчество, чем «
науки и искусства».
Происходя из
духовного звания, она хоть и смутно, но понимала, что мальчикам без «
науки» не прожить.
Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту,
духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории
науки.
Нигилизм, захвативший в 60 годы часть интеллигенции, теперь перешел на народный слой, в который начало проникать элементарное просвещенство, культ естественных
наук и техники, примат экономики над
духовной культурой.
И это связано было с тем, что
наука духовная была превращена в орудие порабощения человека и народа.
Многие профессора
духовных академий находились под сильным влиянием немецкой протестантской
науки.
Люди, о которых они знают всю подноготную, конечно, не придумали бы, какие интересы руководствуют ими, а между тем многие из них этим знанием, равняющимся целой
науке, положительно утешены, достигают самоуважения и даже высшего
духовного довольства.
Она увеличилась еще больше, когда в спор об общине вмешались разные отвлеченные соображения из
наук, так сказать —
духовных.
В наше время успехи естественных
наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд! и на отношение между
духовной и телесной деятельностью человека.
Только новейшая
наука отвергла схоластическое раздвоение человека и стала рассматривать его в полном, неразрывном его составе, телесном и
духовном, не стараясь разобщать их.
Теперь уже никто не сомневается в том, что все старания провести разграничительную черту между
духовными и телесными отправлениями человека напрасны, и что
наука человеческая никогда этого достигнуть не может.
На основании такого понятия,
наука уже не рассматривает ныне телесные деятельности отдельно от
духовных, И обратно.
Задача европейской
науки — именно в том, чтобы, изучив силы природы, заставить их работать на человека, освободить личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в
духовную.
Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученики схватывают что-то вроде разума, прежде чем в них выработается рассудок, и выносят из обучения заимствованную
науку, которая только как бы приклеена, но не срослась с ними, причем их
духовные способности остаются такими же бесплодными, как и раньше, но в то же время сильно испорченные воображаемой ученостью.
Изучать не нужные для
духовной жизни
науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же как пользоваться всякими удовольствиями, играми, катаниями, прогулками можно тогда, когда эти занятия не мешают делать то, что должно; но нехорошо заниматься пустыми
науками, так же как и удовольствиями, когда они мешают настоящему делу жизни.
Вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни
наука, ни искусство не обладают той силой
духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере.
Ему остается чужда
духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и
наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и составляет наиболее религиозный элемент внерелигиозной культуры.
Одно только существенное различие надо себе уяснить в предопределении путем физической
науки или путем
духовного познания.
И «
наука всех
наук», «
духовное художество» аскетики, ставит перед человеком прямо эту задачу создания «внутреннего человека», обретения своей подлинной сущности путем длинной и мучительной работы над самим собой, духовно-художественным подвигом.
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому состоянию религиозного сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием — философией и
наукой (хотя и «
духовной»), вообще гнозисом.
Федоров все время думает о воскрешении Лазаря, а не о воскресении Христа, об оживлении трупа, первоначально разложившегося, но вновь воссозданного средствами
науки, а не о воскресении тела
духовного, прославленного и преображенного.
Наоборот, познание в
науках исторических и социальных и в
науках о духе и о ценностях, т. е. в философии, носит менее общеобязательный характер именно потому, что предполагает большую
духовную общность людей.
Философия есть особая сфера
духовной культуры, отличная от
науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с
наукой и религией.
Социология, которая отрицает, что человек есть
духовное существо и что из
духовного мира он черпает свои оценки, есть не
наука, а ложная философия, даже ложная религия.
Именно математическая физика, самая совершенная из
наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека, в
духовном опыте и
духовной жизни.
"Ребенок"как раз написан был в ту полосу моей интимной жизни, когда я временно отдавался некоторому «
духовному» настроению. Влюбленность и жизнь в семействе той очень молодой девушки, которая вызвала во мне более головное, чем страстное чувство, настраивали меня в духе резко противоположном тому научному взгляду на человека, его природу и все мироздание, который вырабатывался у меня в Дерпте за пять лет изучения естественных
наук и медицины.
Чисто
духовные интересы —
наука, философия, искусство — волновали меньше, потому что они не стояли на виду, так, как в Париже, хотя бы и Второй империи.
А для него и для сотен таких, как он, этот всероссийский город — очаг
духовной жизни. Здесь стали они любить
науку, общественную правду, понимать красоту во всех видах творчества, распознавать: кто друг, кто враг того, из-за чего только и стоит жить на свете.
В
науке есть горькая нужда человека; в философии — роскошь, избыток
духовных сил.
Когда же я стал доказывать то, что сами торговцы этим умственным товаром обличают беспрестанно друг друга в обмане; когда я напомнил то, что во все времена под именем
науки и искусства предлагалось людям много вредного и плохого и что потому и в наше время предстоит та же опасность, что дело это не шуточное, что отрава
духовная во много раз опаснее отравы телесной и что поэтому надо с величайшим вниманием исследовать те
духовные продукты, которые предлагаются нам в виде пищи, и старательно откидывать все поддельное и вредное, — когда я стал говорить это, никто, никто, ни один человек ни в одной статье или книге не возразил мне на эти доводы, а изо всех лавок закричали, как на ту женщину: «Он безумец! он хочет уничтожить
науку и искусство, то, чем мы живем.
Историки философии чувствуют, что предмет их более походит на историю литературы, чем на историю
науки, они превращают его в историю
духовного развития человечества, связывают с общей историей культуры.
Все кавалеры, за исключением собственно ученых и
духовных, должны были обучаться военным
наукам и ратному искусству.
Если признать философию специальной
наукой в ряду других
наук (напр.,
наукой о принципах познания или о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера
духовной жизни.
Научность есть перенесение критериев
науки на другие области
духовной жизни, чуждые
науке.
Хотя указом еще от 8 марта 1737 года требовалось, чтобы в
духовные чины производились лишь те, которые «разумели и силу букваря и катехизиса», но на самом деле церковные причты пополнялись выпущенными из семинарии лицами «по непонятию
науки», или по «безнадежности в просодии», или «за урослием».
Для классового социализма, претендующего на творчество новой культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности
духовной культуры, ценности «
наук и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом смысле.
В историческом процессе действуют разнообразные причины, которые раскрывает историческая
наука, но философия истории имеет своей целью раскрытие основных
духовных феноменов, первофеноменов, в которых и нужно искать смысл исторических событий.